Заметка о лидерстве №8: Как справляться с разочарованиями?

Многие люди испытывают разочарование на работе. В основном они жалуются на следующее:

  • организацией чрезмерно активно управляют, и вместо достижения рабочих целей люди тратят основную часть времени на то, чтобы угодить системе;
  • сигналы, поступающие от высшего руководства, неясны и противоречивы. Людям небезразлична их компания, и они хотят внести свой вклад, но не получают соответствующих сигналов, чтобы сделать это достаточно эффективно;
  • в процессе контроля непосредственные начальники проявляют нечуткость, а в некоторых случаях — даже грубость.

Услышав это, я всегда задаю три вопроса.

  • Вопрос 1: почему вы не уходите, если все настолько плохо?
  • Вопрос 2: вы проверили имеющиеся варианты?
  • Вопрос 3: что вы делаете для изменения ситуации?

Почему вы не уходите?

В большинстве случаев люди отвечают прямо: «Я не ухожу, потому что люблю свою работу». Иногда они добавляют, что надеются на постепенное улучшение ситуации и на то, что однажды, в ближайшем будущем, их терпение будет вознаграждено.

Все это хорошо до тех пор, пока удушающая атмосфера не начнет влиять на здоровье и психику людей. Порой решение «подождать и посмотреть» приводит к крупным личным проблемам, включая трудности в семейной жизни. Терпение — не всегда верный ответ.

Есть ли у вас варианты?

Всегда имеет смысл поддерживать связь с внутренним и внешним рынком труда. Возможно, внутри организации для вас есть более подходящая работа или, что еще лучше, вы могли бы создать должность, которая, на ваш взгляд, нужна организации и которую вы мечтаете получить. Варианты за пределами организации подарят вам ощущение свободы и независимости. Вы сможете высказываться, если будете знать, что у вас есть альтернативы.

Удивительно, у скольких людей неверные представления о возможностях трудоустройства. Многие даже не заботятся о том, чтобы проверить актуальность и точность своих основных предположений. Я считаю, что во многих случаях вариантов больше, чем думают люди. Нет ничего плохого (совсем наоборот!) в том, чтобы время от времени проверять возможности. Вероятно, главная проблема заключается также в следующем: многие мужчины и женщины глубоко убеждены, что в другом месте лучше не будет.

Что еще вы могли бы сделать?

Прежде чем решиться уйти, попробуйте еще одну хорошую и разумную альтернативу: создайте в ближайшем окружении собственное рабочее место.

Постоянно жаловаться — бесполезное и в долгосрочной перспективе разрушительное занятие. Реалистичное решение заключается в том, чтобы вместе со своей командой создать так называемый «оазис здравомыслия и совершенства». Во многих случаях люди — до тех пор пока они добиваются существенных успехов — могут сформировать внутри организации изолированное пространство.

В корпоративном мире мне доводилось встречать такие зоны, в которых люди получали удовольствие от работы и достигали превосходных результатов. Роль лидера этих «оазисов» состоит в том, чтобы гарантировать не только его защиту от заражения, но и наоборот (что гораздо лучше) — превращение в положительный вирус внутри системы.

Многие организации проявляют сравнительную гибкость и открытость точечным инициативам. Возможностей для формирования подходящего пространства, которое обеспечивает высокую производительность и дарит людям чувство удовлетворенности работой, больше, чем принято считать. Роль лидера заключается в том, чтобы шаг за шагом проверять границы и создавать место, где люди смогут радоваться и достигать превосходных результатов.

Быстро ответьте на семь нижеприведенных вопросов.

  1. Считаете ли вы, что большинство организаций больны?
  2. Приходилось ли вам работать на лидера-садиста?
  3. Согласны ли вы, что жизнь слишком коротка, для того чтобы страдать?
  4. Доверяете ли вы людям (в общем и целом)?
  5. Считаете ли вы, что счастливые люди работают гораздо лучше несчастных?
  6. Доводилось ли вам трудиться в такой организации, где людей поощряли эффективно работать и получать от этого удовольствие?
  7. «Их успех — мой успех». Напоминает ли это ваш девиз?

А теперь проверьте, сколько у вас ответов «да» и «нет». Действительно ли вы обладаете качествами, необходимыми, чтобы стать лидером оазиса?

Автор статьи – Пьер Касс, профессор по лидерству Московской школы управления СКОЛКОВО