В 3M поощряют таланты

Компания 3M является международным конгломератом, основанном еще в 1902 году в  США. Она производит 55 000 видов продукции, ее штат сотрудников насчитывает 88 000 человек по всему миру. Годовой доход компании составляет около 30 млрд долларов США. Девиз компании: «Инновационные технологии меняют мир к лучшему». Компанию отличают выдающиеся достижения в области продвижения инноваций.

В истории 3М глубоко укоренились два ныне хорошо известных рассказа о том, как неудачи и проблемы привели к неожиданному успеху.

  • Стикеры. В 1968 году один научный сотрудник компании 3М работал над проектом по созданию суперклея для работы с бумагой. Случайно он получил обратный эффект — слабоклеящее вещество, которое едва удерживается на поверхности материала. Однако, пользуясь тем, что компания 3M дает возможность представлять новые идеи, ученый демонстрировал свое «решение без проблем» на совещаниях компании до тех пор, пока не привлек внимание еще одного исследователя — Артура Фрая. У Артура Фрая возникла идея использовать этот клей для закладок в псалтыре. Идея настолько прижилась, что он добился того, что компания позволила ему разрабатывать этот новый продукт в личное время. В наши дни стикеры активно используются в каждом офисе.
  • Скотч. Во время встречи с клиентами, которым представляли абразивную бумагу 3М Wetordry в ремонтных мастерских, инженер Ричард Дрю отметил еще одну проблему. Процедура двухцветной окраски автомобиля, популярной в 1920-х гг., была очень неудобной, особенно когда нужно было делать переход от одного цвета к другому. Его первая идея о создании маскировочной ленты не прижилась на практике, поскольку лента все время отрывалась от автомобиля. Но Дрю продолжал работу и в 1925 году, наконец, создал первую в мире прозрачную самоклеящуюся пленочную ленту — скотч.

Эти изобретения стали возможны отчасти благодаря тому, что компания с самого начала своего развития стремилась дать сотрудникам возможности и свободу заниматься инновациями. Сегодня это стремление выражено на международном сайте 3М:

«Из всех путей развития самый важный — это инвестиции в наших сотрудников. Предпосылка проста: если ваши сотрудники растут, то вырастет и компания. Главное — связать рост отдельных людей с вещами, которые высвобождают энергию, и деятельность, которую ценят наши клиенты». Легендарный первый председатель совета директоров 3М Уильям Макнайт выразил эту мысль более лаконично: «Если вокруг людей поставить заборы, они превратятся в овец».

Виджай Говиндараджан и Шрикант Шринивас, авторы HBR Blog Network, анализируют черты культуры 3М, которые поддерживают инновации:

  • Правило 30%: равновесие между настоящим и будущим. Согласно этому правилу, 30% дохода каждого подразделения должно приходиться на продукты, представленные за последние четыре года. Это побуждает постоянно создавать новые источники дохода, а не просто полагаться на успешные в прошлом линии продуктов, которые в конце концов выйдут из употребления. Компании всегда удавалось достичь этих целей, указывает Марк Гюнтер в своей статье в журнале Fortune. К 2005 году, когда генеральным директором компании стал Джордж Бакли, доход от новых продуктов составлял 21%, и большая его часть приходилась на одну категорию — оптические пленки. Частично это было вызвано повышенным вниманием предыдущего генерального директора Джеймса Макнирни к методам эффективного управления, таким как «Шесть сигм». «Шесть сигм» — это набор инструментов для совершенствования процессов. Он предназначен для выявления ошибок и недостатков и минимизации изменчивости в процессах производства и ведения бизнеса. Метод «Шесть сигм» помог подтянуть процессы в компании в целом, однако задушил работу в лабораториях. Ученый, много лет работающий в 3М, заметил: «Трудно выдавать инновации по графику». Встревоженный падением дохода от новых продуктов, Бакли привнес свежий взгляд в творческий процесс. Он прекратил использовать «Шесть сигм» в сфере исследований, но продолжил это делать в остальных сферах работы компании. Сейчас в 3М существует три уровня исследовательской деятельности: лаборатории бизнес-единиц, которые занимаются быстро внедряемыми продуктами; лаборатории секторов, работающие над проектами в течение 3‒10 лет; отдел корпоративных исследований для долгосрочных проектов, разработка которых занимает до 20 лет. Даже в суровом экономическом климате 2009 года доход от новых продуктов снова составил 30% и было выпущено более 1 000 новых продуктов.
  • Правило 15%: обеспечение инноваций. Задолго до того как компания Google заявила о намерении выделять своим сотрудникам время для работы над их собственными проектами, инженеры 3М тратили 15% времени на собственные изобретения. 6% дохода от продаж идет на исследования и разработки. В 3М также существует система поощрений для вознаграждения инноваций. Изобретатели могут подать заявку на получение начального капитала из своих подразделений и выбрать команду для работы над своими продуктами. Если инновация провалится, всем членам команды гарантирована работа. Двойная структура карьеры позволяет ученым расти в сфере науки, получая то же вознаграждение, что и руководители, без необходимости становиться ими. В компании действует ряд систем вознаграждений для талантливых сотрудников, в том числе, принятие в престижное Карлтонское общество (Carlton Society).
  • Возможности для обмена опытом. 3M предоставляет множество центров и площадок, где сотрудники, занимающиеся исследованиями в различных областях, могут встретиться друг с другом, а также с потенциальными клиентами. Исследователи также часто выходят к клиентам. Активно поощряется наставничество: «В 3М наставничество — это важный источник инноваций. Оно культивируется официально и неофициально на всех уровнях. Результат развития множественных отношений «наставник—ученик» (зачастую между людьми, работающими в разных областях и подразделениях компании) — это взаимное обогащение идеями. Именно такие разновидности междисциплинарных контактов порождают поистине творческие и неожиданные идеи» (веб-сайт компании).

 

The innovation mindset in action: the 3M Corporation

HBR Blog Network, 6 августа 2013 г.

http://blogs.hbr.org/2013/08/the-innovation-mindset-in-acti-3/

3M’s innovation revival

Mark Gunther

Fortune, 24 сентября 2010 г.

http://money.cnn.com/2010/09/23/news/companies/3m_innovation_revival.fortune/index.htm

3M global website

http://www.3M.com

 

Автор статьи — Хэлен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления.