Развитие лидерства в Boeing

Развитие лидерства – это один из важнейших факторов успеха Boeing на глобальном рынке. Система подготовки лидеров Boeing считается одной из самых эффективных в мире.

Материал подготовлен на основании выступления президента Boeing в России/СНГ Сергея Кравченко в Московской школе управления СКОЛКОВО 9 декабря 2013 года.

Американский авиакосмический концерн Boeing в 2012 г.  стал лидером мирового рынка поставок гражданских самолетов, обогнав ближайшего конкурента – европейский авиаконцерн Airbus Industries. В 2013 г. Boeing поставил заказчикам 648 гражданских самолетов, что является рекордно высоким результатом в истории компании. Доход Boeing в 2012 г. составил $81,7 млрд., чистая прибыль – $3,9 млрд.

Значительное внимание в Boeing, где работают более 170 тысяч человек,  уделяют развитию лидерства у управленцев. Развитие лидерства – это один из важнейших факторов успеха компании на глобальном рынке. Система подготовки лидеров Boeing считается одной из самых эффективных в мире.

Значительный вклад в существующую систему подготовки лидеров компании внесли нынешний председатель совета директоров и CEO компании Boeing Джим Макнирни (Jim McNerney), работающий в компании с 2005 года  и вице-президент по управлению человеческими ресурсами Алан Мэй (Alan May).

В частности, Джим Макнирни внедрил 6 атрибутов лидера и привязал к ним ключевые показатели эффективности (КПЭ), по которым оцениваются все менеджеры компании:

1) Определяет курс (Charts the Course) – лидер должен уметь правильно поставить задачу перед командой, ориентируясь на интересы и потребности заказчика

2) Соблюдает все принципы и  правила компании (Lives the Boeing Values) – лидер следует этическим нормам, создавая атмосферу уважения и доверия в команде и работая в соответствии с установленными принципами. Лидер должен понимать, что достигнутые им результаты и следование моральным принципам – это два основных приоритета его деятельности в компании.

3) Ставит высокие требования (Sets High Expectations) – способность устанавливать высокие ожидания, прежде всего к себе, к процессу и результатам своей работы, постоянно поднимая планку ожиданий, не останавливаясь на достигнутом. Лидер должен стремиться к чему-то, что является улучшением по сравнению с  сегодняшним днём

4) Достигает результатов (Delivers Results) – мотивация на достижение результатов, выполнение поставленных  задач;

5) Находит решения (Finds a Way) – лидер способен находить пути решения проблем и выходы из сложных ситуаций

6) Вдохновляет окружающих (Inspires Others) – умение вдохновлять других.

Основные задачи по развитию лидерства в Boeing – выявить лучших людей, обучить и развить их, в том числе, на личном примере и дать возможность лучшим продвинуться по карьерной лестнице.

1

Модель лидерства Boeing

В рамках реализации программы развития лидеров Boeing было решено сконцентрироваться на 10% сотрудников, составляющих ядро управленческого звена компании.

2

Лидеры Boeing

Система обучения лидерству предполагает, что 70% лидерских навыков прививаются на рабочих местах, в том числе за счет системы менторства (наставничества) и формализованной обратной связи. Любому руководителю в Boeing назначают ментора, и он также может стать ментором для других сотрудников. Все старшие вице-президенты компании имеют 2-х -3-х подопечных (mentee).

20% лидерских навыков приобретаются за счет взаимодействия с коллегами и оптимального использования взаимоотношений с ними. И лишь 10% приобретаемых навыков приходится на формализованное обучение, в том числе программы ускоренного развития.

В целом, развитие лидеров Boeing включает в себя несколько элементов:

  • Программа наставничества;
  • Тренинги для руководителей высшего звена;
  • Ускоренное развитие сотрудников (программы и практика);
  • Программы для руководителей (внутренние и внешние);
  • Программы ротации и развития;
  • Планирование карьерного роста.

Для развития лидерских качеств у сотрудников компания Boeing создала Boeing Leadership Center. Недалеко от Сент-Луиса, в месте, где сходятся три реки: Иллинойс, Миссури и Миссисипи – находится Центр лидерства Boeing. Здесь сотрудники компании, занимающие позиции от линейных руководителей до высшего руководства имеют возможность обменяться с коллегами своим опытом и лучшими практиками вдали от повседневных отвлекающих факторов. На обучение в Центр лидерства отправляются всего 10-15% сотрудников из числа тех, кто уже попал в программу развития лидеров. Как правило, курс обучения занимает от одной недели до девяти дней.

3

Центр лидерства Boeing, Сент-Луис

Программа обучения построена на новейших исследованиях. В нее включены как основной курс лидерства, так и курсы совершенства по отдельным дисциплинам. В центре используют технологии интенсивного обучения в действии, симуляторы и дискуссии. Курс обучения постоянно пересматривается и обновляется.

Высокая эффективность курсов достигается благодаря используемой в обучении методологии «лидеры учат лидеров». Эта методология предполагает, что ключевые управленцы компании выступают в роли учителей и делятся своим опытом с участниками. Все старшие вице-президенты компании минимум 2 раза в год читают лекции в центре. Тематика обсуждаемых проблем включает в себя внутренние и внешние вызовы, стоящие перед компанией, дискуссии об атрибутах лидерства, моделях управления и лидерства Boeing. В ходе обучения участники ищут решения реальных задач, стоящих перед компанией. Методология «лидеры учат лидеров» используется также и за пределами Центра лидерства – в рамках менторских программ и неформальных дискуссий по развитию лидерства.

Управление талантами в Boeing

Значительное внимание в компании также уделяют вопросам оценки востребованных компетенций в компании. Процедура «оптимизации потока талантов» включает в себя оценку будущих потребностей компании в определенных навыках и компетенциях и выявлении потенциальных разрывов и в поиске решений по ликвидации данных разрывов. В частности, в компании ожидают 30% роста потребности в разработчиках программного обеспечения к 2018 году. При этом в последние 5 лет количество выпускников вузов по этой специальности сократилось на 36%. В Boeing рассчитывают сократить существующий разрыв за счет программ партнерства с ВУЗами как в США, так и по всему миру. Boeing старается активно влиять на образовательные институты для того чтобы обеспечить себе необходимое количество профессионалов в будущем. В компании работает Совет по интеграции с системой высшего образования, который определяет стратегию по дополнительному образованию сотрудников, рекрутингу выпускников  и проведению исследований в университетах. Вузы-партнеры оцениваются по качеству работы выпускников того или иного вуза, предпочтение отдается тем вузам, выпускники которых показывают лучшие результаты работы в Boeing.

Дополнительные источники: 

1)  http://www.vedomosti.ru/companies/news/21142911/»Боинг»-uvelichil-v-2013-godu-postavki-samoletov-do-rekordnyh#ixzz2pzKev2X4

2)  That’s how we grow August 2007 Boeing Frontiers

3)  Establishing a flight plan. Boeing workforce management program strengthens existing talent while also working to close critical skills gaps. April 1, 2013 Employee Benefit News

4)  CEO Perspective – Performance and Leadership Jim McNerney Chairman, President and CEO The Boeing Company May 17, 2006 http://library.corporate-ir.net/library/85/854/85482/items/198485/1-McNerney.pdf

Автор статьи – Иван Смагин