Танцы с медведем, и должен ли бизнес сам готовить себе кадры?

На конференции «Промкадры: точки роста реальной экономики», которая прошла 26 ноября в центре Digital October, бизнесмены, чиновники и представители высшего и среднего образования обсудили, как восполнить нехватку инженерных кадров в промышленности.

«Кадры для промышленности можно разделить на три уровня, — считает Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. — Первый уровень – это те, кто готов управлять системами. Их сегодня в стране не готовит никто. Это пытается делать только бизнес-школа СКОЛКОВО. Второй уровень – это инженеры. Третий уровень – рабочие профессии. На уровне инженерии должна быть сделана очень простая вещь. Нужно позволить бизнесу управлять системой подготовки кадров. Стратегия вуза должна приниматься советом директоров этого вуза с участием бизнеса, который должен иметь там право голоса».

По такому пути уже идет компания «ИРЭ-Полюс», которая занимается производством волоконных лазеров для медицины и промышленности. «Можно создать свою корпоративную систему образования, и там научиться «доводить» те кадры, которые ты получил из вуза, — говорит Олег Очин, Советник генерального директора по образовательным и инновационным программам. – Мы сделали иначе — нашли те институты, которые способны готовить наших специалистов, и написали новые программы, соответствующие нашим потребностям… Представители предприятий должны объединить усилия и дать сигнал системе образования: нам для выполнения наших амбициозных задач и планов нужны люди вот такой квалификации. Тогда мы перестанем говорить на разных языках».

Алла Вучкович, Директор департамента управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации, поддерживает идею взаимодействия с ВУЗами на основе базовых кафедр, но видит и другую проблему: «Мы провели исследование по компетенциям, которые нам понадобятся к 2025 году, и увидели, что нам не хватает специалистов на стыке управленческих, экономических и инженерных компетенций. Сейчас модно говорить, что экономисты и юристы нам не нужны, но это неправильно. Нам инженеры с экономическим менталитетом, а лучше наоборот – управленцы, которые понимают, как летает самолет. Туполев ведь был не только авиаконструктором, но и гениальным организатором».

Отвечая на вопрос, проводит ли бизнес-школа СКОЛКОВО собственную политику в сфере подготовки кадров или оказывается в позиции человека, танцующего с медведем, Ректор бизнес-школы СКОЛКОВО Андрей Шаронов прокомментировал : «Безусловно, мы ориентируемся на клиента. Любой бизнес, в том числе образовательный, не может выжить иначе, как только ориентируясь на клиента. Другое дело, что если вернуться к аналогии с медведем, то вопрос в том, танцевать ли по правилам медведя или рассказать медведю, что бывает еще вальс, пасодобль, и это лучше скажется на его здоровье, на его аппетите и на его перспективах развития. Поэтому я бы говорил о том, что у нас есть собственный метод, он находится между традиционной образовательной деятельностью и консультированием компаний. Он заключается в том, что в отличие от образования мы с сотрудниками каждой конкретной компании занимаемся решением конкретной проектной задачи, а в отличие от консультантов мы не просто советуем со стороны, что делать. Мы порождаем команду изменений, которая вернется на это предприятие с новыми знаниями и новой культурой решения проблем».

В том, что бизнес и образование должны пойти навстречу друг другу, никто из участников конференции не сомневался. Главный вопрос, на который никто не мог найти ответ: как сделать так, чтобы результаты ЕГЭ по физике не были столь низкими?

Автор статьи — Анна Грацианская