Куда пойдем?

Театр
«Вечер одноактных балетов»
Большой театр, Основная сцена
Ближайший спектакль – 25 января.

Мариинский театр везет в столицу свои лучшие достижения в области современного танца. «Concerto DSCH» – поставленный на музыку Шостаковича балет про молодежь и радость построения нового мира, которая часто оборачивается большими разочарованиями. Ратманский – самый востребованный на Западе российский хореограф и знает, как объединить национальную историю с мировыми танцевальными тенденциями. Второй балет – «Весна священная» немки Саши Вальц, которая, повторив за великой Пиной Бауш идею с песком на сцене, увидела классический балет Стравинского не как радость самопожертвования во имя всеобщего блага, а как борьбу толпы и индивидуальности.

«Укрощение строптивой»
Театр Наций
Ближайший спектакль –30 января
Режиссер: Роман Феодори
В ролях: Чулпан Хаматова, Рустам Ахмадеев, Ольга Волкова

ukrosheniepetrov31-900x600

Полк солдат ставит пьесу Шекспира. Главная роль достается старшей дочке генерала – толстой, как воздушный шар, поварихе, в огромных очках и гигантском колпаке. Желающих ее укрощать не находится, так что роль достается штрафнику. Пока любительская постановка не спеша катится к кульминации, на сцене то и дело появляется жена генерала, с чувством произносит какой-нибудь хрестоматийный шекспировский монолог и укоряет мужа, что так, как он и его ребята, классику играть нельзя. В финале, впрочем, выясняется, что только так и можно. По-другому современный зритель вряд ли бы поверил, что, моря жену голодом и не давая ей спать, можно построить идеальный брак. Когда все начинается с шуточек, а заканчивается на полном серьезе, счастливы все: и Шекспир, и зритель, и исполнительница главной роли Чулпан Хаматова, которая, играя сначала нелепую, потом капризную и, наконец, укрощенную Катарину, просто лучится от удовольствия.

Кино
«Воровка книг»
В прокате с 16 января
Режиссер: Брайан Персивал
В ролях: Софи Нелисс, Джеффри Раш, Эмили Уотсон

BOOK_poster

В начале 1939 года Лизель (Софи Нелисс) попадает к приемным родителям – добродушному маляру Хансу Губерманну (Джеффри Раш) и его черствой и усталой жене, прачке Розе (Эмили Уотсон). На следующий день выясняется, что девочка не умеет читать, зато неплохо дает сдачи, чем производит неизгладимое впечатление на быстроногого соседа Руди. Пока мальчик обивает порог ее дома, Лизель с папиной помощью осваивает грамоту, выписывая новые слова на стену подвала и добывая книги, где придется – от нацистского костра до стеллажей бургомистра. Когда в том же подвале поселяется еврейский юноша Макс, словарного запаса девочки хватает, чтобы описывать ему солнечный свет и первый снег.
Историк Энтони Бивор, выпустивший в прошлом году огромный талмуд «Вторая мировая война» и подробно расписавший зверства, которые в течение шести лет войны совершали представители всех национальностей и идеологий, не ответил на главный вопрос: почему такое могло произойти? Западное кино, похоже, устало показывать ужасы войны, зато пытается докопаться до сути, и этой зимой сразу два очень разных режиссера приходят к выводу: в темные века нас отбрасывает невежество. Джордж Клуни выпускает в феврале «Охотников за сокровищами», в которых музейные работники отправляются на фронт, чтобы спасать от огня и мародеров шедевры европейского искусства, ведь если уничтожить культуру поколения, будет казаться, что его не было вовсе. «Воровка книг» – экранизация одноименного романа австралийца Маркуса Зузака – иллюстрирует ту же мысль на примере немецких костров, где вместе с шедеврами мировой литературы сгорало представление о личности, свободе, совести и множество индивидуальностей сплавлялось в безликую толпу.

Режиссер Брайан Персивал, зарекомендовавший себя сериалом «Аббатство Даунтон», оставляет войну за кадром, не делит воюющие стороны на правых и виноватых, а смерть и любовь показывает без натуралистичных подробностей. А значит, история белокурой девочки, которая с помощью книг сначала открывает радость жизни, а потом в буквальном смысле спасается благодаря словам, – оказывается идеальным фильмом, чтобы объяснить школьникам, что происходило в мире в середине ХХ века и почему так важно читать книжки.