Что нужно, чтобы преуспеть в бизнесе?

Исследователи полагают, что важнейшим фактором успеха в бизнесе является самоанализ. А значит, чтобы стать успешным руководителем, нужно понять, что движет вами, что лежит в основе ваших решений. В своей новой книге Hearts, Smarts, Guts and Luck: what it takes to be an entrepreneur and build a great business авторы Энтони К. Тянь, Ричард Дж. Хэррингтон и Цунь-Янь Се предлагают новую схему определения четырех основных признаков «предпринимательской ДНК»:

 

Дух (Heart): уникальное видение, целеустремленность и энтузиазм. Это необходимо, чтобы основать новое предприятие, потому что средства, которое можно было бы ввести in vitro и создать эффективный бизнес, просто не существует.

Эрудиция (Smarts): всевозможные знания, включая распознавание шаблонов, навыки анализа и разработки концепций, а также умение определять типы людей и улавливать дух времени, то есть наблюдать и делать правильные выводы из того, что происходит вокруг.

Сила воли (Guts): мужество, позволяющее начать дело, способность нести риски, работать в условиях неопределенности и продолжать стремиться вперед. Сила воли дает импульс бизнесу.

Удача (Luck) нужна всегда. Однако удача в сочетании со скромностью, любознательностью, оптимизмом и успешным взаимодействием с разными людьми существенно повышает шансы выявления и использования возможностей.

Чтобы оценить врожденные склонности и интуитивные реакции людей, авторы разработали тест предпринимательских способностей. Ответы распределяются по схеме «Дух – Эрудиция – Сила воли – Удача». В ходе теста кандидатам предлагаются ситуации, в которых необходимо найти компромиссное решение. Они должны выбрать, какая пара утверждений наилучшим образом соотносится с их жизненным опытом:

Своим успехом я обязан:

A: Моей готовности делать то, чего боятся другие (Сила воли)

B: Моей энергии, проницательности и энтузиазму (Дух)

 

A: Открытости ко всему новому (Удача)

B: Умению связывать тенденции с существующими шаблонами (Эрудиция)

 

A: Я настойчив (Сила воли)

B: Я оптимист (Удача)

 

A: У меня блестящий ум (Эрудиция)

B: Я амбициозен (Дух)

Также участникам задают вопросы о том, как, на их взгляд, к ним относятся окружающие, и просят выбрать прилагательные, которыми можно их описать.

Полный тест на английском языке доступен по ссылке: http://www.hgsl.com.

Несмотря на то, что успешные предприниматели демонстрируют все типы поведения, 60% учредителей бизнеса, прошедших тестирование, обладают ярко выраженным качеством «Дух», и это неудивительно. А вот эрудиция гораздо менее важна, чем многие считают. Хотя редкие творческие и технические гении способны создавать революционные продукты, только у 10% создателей бизнеса превалирует Эрудиция. В большинстве случаев при наличии базового уровня интеллекта важнее становятся другие качества. С самой большой проблемой учредители компаний, у которых доминирует Дух, сталкиваются тогда, когда приходит пора расширять бизнес. Перед такими учредителями возникает «дилемма богача и короля»: передать бизнес другим — тем, кто обладает навыками и складом характера, позволяющими сформировать необходимую для большего масштаба бизнеса организационную структуру – или удерживать контроль самостоятельно, рискуя замедлить рост. Они могут путать усердную работу и фактические успехи. Более глубокий самоанализ поможет выносить более продуманные решения.

Автор книги Тони Тянь говорит, что многие предприниматели из США, а также Европы, Ближнего Востока, Китая, Сингапура, Гонконга и Индии, которые уже прошли тест, «балансируют на грани между скромностью и уверенностью». Они непредвзяты, ищут наставников и примеры, на которые могут опираться в своей деятельности. Эта непредвзятость и любознательность являются составляющими Удачи. Для 25% основателей бизнеса эта характеристика основополагающая, и для всех остальных она тоже играет большую роль.

Тест предпринимательских способностей раскрывает характерные черты человека, но не показывает степень выраженности каждой характеристики. Тест не поможет определить, имеете ли Вы достаточно Духа, Эрудиции, Силы воли и Удачи для того, чтобы преуспеть в бизнесе. Из 900 студентов, которые учились вместе с автором книги Тянем в Гарвардской школы бизнеса, только 10, в том числе и он, основали свое дело в период бума интернет-компаний в конце 1990-х. Он считает, что только 5% людей обладают изначальной, инстинктивной решимостью стать предпринимателем. Остальным для этого требуется жизненный опыт и профессиональные навыки, но по мере их накопления все у большего количества людей появляются шансы реализовать себя в бизнесе.

Тянь не считает, что люди в одном регионе умнее, чем в другом. Впрочем, кластеры, как, например, Силиконовая долина и северо-восточное побережье США, вокруг Бостона, особенно благоприятны для предпринимательства. Чтобы создать питательную среду для бизнеса, нужно учитывать два важных принципа. Во-первых, отдавать себе отчет, что предпринимательство — это движущая сила инноваций, новых и прекрасных идей, а не просто возможность заработать. Предпринимательство должно приносить пользу, а не только извлекать выгоду. Второй принцип предполагает, что культура предпринимательства должна допускать возможность неудач. В любом бизнесе даже хорошая идея и максимальные усилия могут пойти прахом по самым непредсказуемым причинам.

Hearts, Smarts, Guts and Luck: what it takes to be an entrepreneur and build a great business

Энтони К. Тянь, Ричард Дж. Хэррингтон и Цунь-Янь Се

Harvard Business School Press, 2012 год

Автор статьи – Хэлен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления.