Университет Гамбургера, McDonald’s

За 50 лет работы Hamburger University, или «Университет Гамбургера», который официально называется McDonald’s Corporation-Worldwide Training, Learning & Development (WWTL&D), стал поставщиком первоклассного обучения для компании McDonald’s. Сегодня он входит в число лучших корпоративных университетов мира. Университет Гамбургера – это один из первых корпоративных центров обучения и первый образовательный центр в истории ресторанного бизнеса.

McDonald’s насчитывает более 34 тысяч ресторанов по всему миру с совокупным объемом продаж в 28 миллиардов долларов. Рестораны McDonald’s  ежедневно обслуживают 64 миллиона клиентов в 117 странах. С 2003 года стоимость акций компании выросла в 6 раз.

Корпоративный университет корпорации, Hamburger University (HU) начался с класса из 14 человек в подвале одного из ресторанов McDonald’s в Элк Гроув Виллидж, штат Иллинойс. Этот класс был запущен спустя всего 6 лет после основания самой компании. С тех пор центр обучения дважды менял адрес, пока, наконец, в 1983 году компания не открыла свой первый кампус стоимостью 40 миллионов долларов в городе Оак Брук. Там же расположена штаб-квартира компании. Тренинговый центр носит имя своего основателя Фреда Тернера, бывшего CEO McDonald’s. Сам Тернер в свое время написал первое руководство по операционному менеджменту и обучению персонала – работа, которая до сих пор является базовой для McDonald’s и других ресторанных сетей.

Сегодня центр – это 12 тысяч квадратных метров помещений, расположенных на 32 гектарах земли. Здесь работают 64 профессора, а обучение ведется на  28 языках, включая корейский, малайский, португальский и шведский. Все инструкторы центра имеют опыт практической работы в McDonald’s, то есть проработали на каком-то уровне менеджмента в компании.

С момента основания к площадке в Оак Брук добавились 22 региональных учебных центра, которые считаются филиалами Hamburger University, а еще шесть международных филиалов были открыты  в Токио (1971), Лондоне (1981), Сиднее (1989), Мюнхене (1982), Сан-Пауло (1996), Шанхае (2010). Только на работу Лондонского центра компания ежегодно тратит около 61 миллиона долларов США.

2

К настоящему моменту через программы обучения в подразделениях HU по всему миру прошли более 275 тысяч франчайзи[1], сотрудников и поставщиков McDonald’s. 96% руководителей ресторанов McDonald’s в США прошли обучение в HU. Среди них был и нынешний СЕО компании Джим Скиннер. Сейчас на кампусе в Оак Брук за год в среднем проходят обучение 5000 человек. Как правило, обучающиеся – это менеджеры верхнего и среднего звеньев самой McDonald’s, но, поскольку какая-то часть подготовки франчайзи также проходит в стенах университета, среди студентов немало и тех, кто планирует открыть собственный бизнес.

Программы обучения в HU непосредственно связаны с карьерными треками, которые сотрудники могут выбрать для себя в рамках программы развития персонала McCareer:

Базовые курсы развития персонала для обычных сотрудников проводятся на месте работы по программам обучения, разработанным сотрудниками HU;

  • Программы управления сменами и администрированию систем ресторана для менеджеров ресторанов проводятся в одном из центров подготовки, а по окончании курса обучающиеся могут быть направлены на кампус в Оак Брук или в центр обучения в Шанхае для завершения обучения;
  • Программы для менеджеров среднего звена направлены на обучение глав департаментов и консультантов, которые затем помогают развивать бизнес менеджерам ресторанов;
  • В 1996 году McDonald’s создал Институт Лидерства, целью которого стало развитие талантов со всего мира. Программы для будущих лидеров корпорации, направленные на развитие лидерских компетенций, проводятся на кампусе в Оак Брук.

100% курсов для руководителей ресторана и курсов развития управленцев аккредитованы Американским советом образования. Всего 11 из 500 компаний в списке Fortune 500 имеют внутренние курсы обучения, аккредитованные этой организацией. При этом, двухнедельный курс расширенной подготовки менеджера ресторана приравнивается к аналогичному двухсеместровому курсу в обычном колледже. И это адекватная оценка: несмотря на то, что работа в McDonald’s не очень котируется на рынке труда из-за не самой лучшей репутации сетей быстрого питания, в реальности менеджер ресторана должен управлять бизнесом со средним оборотом в 2,5 миллиона долларов в год. Конкурс на программы обучения шанхайского филиала HU – 125 человек на место.

Многие ВУЗы США засчитывают курсы, пройденные в HU. Таким образом, многие сотрудники McDonald’s получают шанс получить высшее образование, что довольно значимо для США, где стоимость полного курса обучения в колледже может достигать десятков тысяч долларов. Аналогичные возможности есть и у обучающихся в филиалах HU в других странах.

В центре уделяется пристальное внимание технологическому оснащению. Одной из инноваций центра является создание аудиторий 2.0. Аудитории построены по принципу опен-спейс, что позволяет легко организовать групповую работу. Инструктор не проводит все время в центре аудитории у стены, а сам перемещается по всему пространству. Содержание лекции проецируется не только на стену, но и одновременно на ноутбуки учащихся.

3

 

В Лаборатории сервис, студенты используют методы экспериментального обучения. В частности, здесь создаются ситуации, имитирующие проблемы, которые возникают у неподготовленного персонала во время интенсивных часов работы ресторана. Разбившись  на группы в роли персонала, клиентов и наблюдателей, студенты имеют возможность в режиме реального времени увидеть,  что происходит с продажами ресторана, когда работа не организована должным образом. На втором этапе студенты исправляют ошибки и снова запускают работу смены, что в большинстве случаев приводит к повышению продаж вплоть до 40-50%.

В дальнейшем на кампусе собираются использовать мобильные устройства и возможности социальных сетей в процессе обучения. На развитие аудиторий в HU в ближайшие годы планируется потратить более 3 миллионов долларов.

Автор статьи – Иван Смагин


[1] Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (от фр. franchir, «преодолевать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.