В нефтяной отрасли необходим поэтапный переход от налоговых маневров к налогу на финансовый результат

Статья Григория Выгона, директора Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО.

Сегодняшняя налоговая система плохо администрируема и сложна для изменений.

Для обеспечения рентабельности отдельных групп проектов нефтяного сектора государством вынужденно введены многочисленные льготы по НДПИ и экспортным пошлинам, что сделало налоговую систему плохо администрируемой и сложной для изменений.

Объем добычи нефти, облагаемой по полной ставке НДПИ продолжает снижаться, а льготы по НДПИ на нефть уже в 2012 году составили около 300 млрд рублей. «Необходимо смириться с тем фактом, что доходы бюджета при сохранении цен на нефть и ставок НДПИ будут снижаться по мере роста объемов добычи льготируемой нефти, – отметил Григорий Выгон. – Требуется системная работа в отношении реформы налогообложения нефтяной отрасли, поэтапный переход от налоговых маневров к налогу на финансовый результат (НФР)».

По мнению эксперта, логика создания Единого экономического пространства ЕврАзЭС диктует необходимость в будущем существенно снизить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Уже сегодня потери российского федерального бюджета («плата за дружбу»), оцениваемые исходя из альтернативы поставок в Беларусь и Казахстан всех объемов нефти и нефтепродуктов по полным ставкам вывозных пошлин РФ, составляет около 10,5 млрд долл. в год. И это с учетом межправительственных соглашений, по которым в частности Беларусь сейчас компенсирует пошлины на нефтепродукты в российский бюджет в размере 3,8 млрд долл.

«При выполнении масштабного маневра по снижению экспортных пошлин, введение НФР предпочтительнее для бюджета по сравнению с увеличением ставки НДПИ, ввиду наличия многочисленных льгот по НДПИ», – констатирует Григорий Выгон.

Налоговые маневры должны ставить своей целью достижение «баланса интересов» бюджета, отрасли и потребителей. В частности, компенсация бюджетных потерь от снижения экспортных пошлин может происходить через увеличение НДПИ и/или введение НФР, а потребителей – за счет сокращения акцизов. Однако качество результатов налоговой реформы, равно как и эффективность управления ТЭК в целом, во многом будет определяться качеством информационно-аналитического обеспечения. Иными словами, для принятия системных проработанных решений в отношении налоговой реформы необходима государственная система сбора и анализа технико-экономической информации по объектам нефтяной отрасли.

Источник: http://goo.gl/P7VKrU