Мотивация счастьем: почему борьба за сердце сотрудника приводит бизнес к успеху

Мотивация сотрудников – один из ключевых факторов для развития бизнеса. Однако возникает вопрос, эффективны ли сегодня традиционные методы мотивации? И возможен ли принципиально новый подход к мотивации? Сегодня в мире появляется все больше примеров, доказывающих работоспособность новых теорий «позитивного» или «осознанного капитализма». Осталось понять, возможен ли «капитализм с человеческим лицом» в России.

Если бы Генри Форд начинал свой бизнес сегодня, то вряд ли достиг бы большого успеха со своими представлениями о работнике, как о винтике в сложной машине-корпорации. «Мы вступаем в эпоху трансцендентности, когда люди начинают искать в своей жизни более высокий смысл, не сводящийся к обладанию лишь материальными ценностями. Сегодня трансформируется все – рынок, работа и сама суть капитализма. Наиболее успешные компании стремятся нести людям радость, любовь, искренность и душевность. Они создают эмоциональные и социальные ценности, а не просто приносят доход своим инвесторам», – считает доктор Рджендра Сисодиа,  профессор глобального бизнеса в Babson College, идеолог теории «осознанного капитализма» — один из самых известных на планете специалистов по глобальному рынку и консультант крупнейших мировых брендов. В своей книге «Фирмы, несущие любовь. Как компаниям мирового класса удается завоевывать сердца людей» (совместно с DavidWolf&Jagdish N.Sheth http://www.firmsofendearment.com/), он приводит примеры корпораций с мировым именем и ярких стартапов, чьи доходы стремительно растут благодаря новым методам вовлечения сотрудников в работу компании.

По его мнению, как только компания понимает, что для каждого отдельного сотрудника главная цель — изменять мир, а не просто зарабатывать деньги, доходность бизнеса повышается в десятки процессов. Идеи профессора находят подтверждение в современной статистике:  по данным Gallup, американский бизнес ежегодно теряет 300 млрд. долларов из-за недостатка эмоциональной вовлеченности сотрудников, а оптимистично настроенные сотрудники зарабатывают для компании на 37% больше, чем их коллеги-пессимисты.

«Сотрудники, чувствующие себя на работе счастливыми людьми, а не бездушными винтиками бизнес-машины, чаще добиваются результатa для компании», считает Михаил Воронин, выпускник Executive MBA МШУ «СКОЛКОВО», основатель агентства стратегических событий «Подъежики», идейный вдохновитель и управляющий партнер People Management ReForum «Winning the Hearts» – бизнес-конференции, посвященной новым методам мотивации и теме счастья как бизнес-модели.

Концепция счастья, как бизнес-модели очень проста: компания должна позаботиться о том, чтобы сотрудник был обеспечен не только материально, но и осознавал свою значимость, ценил свое место в компании, горел ее миссией.

Представим различные уровни мотивации в виде органов человеческого тела:

1. «Желудок» – чтобы его «насытить» необходимы: конкурентоспособная заработная плата и премии,  социальный пакет, комфортный офис, ресурсы для выполнения своих задач.

2.«Мозг»  можно определить как амбиции, карьерный рост, профессиональное обучение и развитие.

3.«Сердце» – это наличие смысла в работе, гордость за свою компанию, согласованности личных и корпоративных ценностей, эмоциональная связь с брендом сотрудника и его семьи, признание и уважение, сопричастность социально значимым проектам компании, желание работать в сильной команде, вдохновляющая работа, человеческая забота, “живые” традиции.

Одним из главных идеологов нестандартного ведения бизнеса следует назвать Тони Шейя, основателя компании Zappos. Компания считается образцом клиентоориентированности в интернет-торговле и доказывает свое лидерство цифрами. Ее оборот еще в 2009 году превысил $1 млрд, а вскоре он достиг $2 млрд.  Рецепт успеха CEO Zappos.com Тони Шей описал в книге “Доставляя счастье” (Delivering Happiness), где рассказал, как построить бизнес без галстуков и ненужного формализма.

Кроме того он создал консалтинговую компанию «Delivering Happiness at Work», помогающую реализовывать принципы счастья в бизнесе корпорациям по всему миру.  Возглавила  этот стартап партнер  Тони Шея Дженн Лим (Jenn Lim), также стоявшая у истоков Zappos.com.

В Zappos придумали разнообразные приемы и технологии, которые служат не просто мотивации, а полной, безраздельной включенности в процесс, абсолютной концентрации на своем деле и воодушевлению от выполняемой деятельности.

Теоретическую базу такого состояния описал почетный профессор Чикагского университета Михай Чиксентмихай. Он назвал такой процесс вовлеченности «Потоком» (Flow). Его монография  получила всемирное признание, стала бестселлером и переведена сегодня на 30 языков мира.

В своем исследовании Чиксентмихай говорит о том, что сознание воспринимает биологические сигналы (чувство голода, сексуальное влечение и т.п.) и вырабатывает стратегию поведения. Например, желающий похудеть сознательно ограничивает поступления пищи в организм, и тот факт, что во имя определенной цели он переустраивает свою жизнь, создает благоприятные условия для попадания в состояние потока – процесса, где все душевные силы жертвуются на благо достижения цели, а человек становится на путь самосовершенствования

Поток – это состояние «человека, у которого горят глаза», который полностью вовлечен в свою деятельность, и максимально эффективен, как работник. Такой человек, по мнению американского исследователя, счастлив, и именно он обладает максимальной  привлекательностью на рынке труда.

Соавтор и разработчик методики изучения ценностных драйвов ValuesProfile, признанный эксперт в сфере управления изменениями и культурных трансформаций, Эгберт Киндз считает,  что в течение следующих 10 лет решающим конкурентным преимуществом будут обладать те компании, которые признают сотрудников своей основной ценностью.

Российские компании в большинстве своим пока что пользуются прежними способами мотивации. По данным AXES Management, в России ключевыми рычагами повышения вовлеченности сотрудников в работу являются предоставление карьерных возможностей (33%) и подчеркивание ценности сотрудников (46%). Есть, однако, и исключения.

В компании Enter, которая стремится занять нишу крупнейшего ритейлера в сегменте non-food, существует Управление счастья сотрудников, отдел вовлечения персонала, а также fun-менеджер, который отвечает за атмосферу в компании. Для сотрудников создаются дополнительные поводы для радости: желтые пятницы или пятницы бабочек, когда можно прийти на работу в одежде соответствующего цвета или тематики. Офисное пространство наполнено необычными, яркими предметами, а open space разграничен табличками с веселыми названиями улиц. Все это создает в компании позитивную атмосферу, влияет на вовлеченность людей. В прошлом году уровень вовлеченности персонала в Enter составлял 73%. Компания появилась в конце 2011 года, а уже в 2012-м ее оборот составил 3,1 млрд руб. с НДС. (По данным Журнала “Коммерсантъ Секрет Фирмы”, №8 (333), 01.08.2013)

Теме счастья как бизнес-модели будет посвящена конференция People Management ReForum «Winning the Hearts» Russia 2013, которая пройдет в Москве 7 и 8 ноября 2013 г. Чтобы рассказать о новых подходах к мотивации, в столицу приедут Дженн Лим из Zappos.com, доктор Радженда Сисодия, перед российской публикой выступит и Михай Чикскентмихаий.

Из российских спикеров в РеФоруме примут участие: Гор Нахапетян –  предприниматель, экс-вице-президент ОАО «Сбербанк», член Координационного совета Московской Школы Управления СКОЛКОВО, тема выступления: «Бизнес со смыслом: как построить компанию «с душой» в  российских условиях»; Евгений Демин – генеральный директор SPLAT, тема выступления: «Результат через настоящие ценности»; Олег Песков – CEO KFC, Раиса Полякова – HR директор KFC, тема выступления:  «Влияние особенностей национальной культуры на создание системы мотивации» и многие другие.

Участие в мероприятии уже подтвердили представители таких известных компаний, как: «Валио», «Газпромбанк», «Мортон», «Johnson & Johnson», «Балтика», «Леруа Мерлен», Икея, Группа «Внешэкномбанка»(«Связь Банк», «Эксар»), «Ренесcанс Страхование»,  Группа компаний «Пионер», Банки 24 RU, Diageo, Wargaming и многие другие.

Идея завоевания  «сердца» работника получает все большую популярность в России.  И такое пристальное внимание к счастью сотрудников вселяет надежду, что в совсем недалеком будущем мы с вами будем ходить на работу, как на праздник.

Автор статьи: Михаил Воронин, Председатель совета директоров АСС «Подъежики».