Руководители компаний ставят себе “неуд” за работу с кадрами

1000 членов советов директоров из 59 стран оценили работу своих компаний с кадрами в исследовании, которое провели эксперты Борис Гройсберг и Дебора Белл из Harvard Business School.

Участники опроса должны были выставить себе отметки по 9 критериям, в том числе:

  • Привлечение талантливых сотрудников
  • Наем талантливых сотрудников на работу
  • Увольнение
  • Поддержание разнородности

Полумеры в расчет не принимались. Поставить своей компании “плюс” в той или иной категории участники опроса могли лишь в том случае, если были абсолютно уверены в том, что компания справляется с задачей “очень хорошо”. В противном случае ставился “минус”.

Результаты оказались неутешительны, особенно для компаний из России и Восточной Европы. Лишь 12% опрошенных смогли поручиться за то, что их компании хороши в вопросе «раскрытия кадрового потенциала». 4% компаний по-настоящему умеют «оценивать кадровый потенциал», «вознаграждать способных сотрудников», «удерживать способных сотрудников» и налаживать «связь кадрового потенциала сотрудников с бизнес-стратегией». По остальным критериям показатели оказались нулевые.

Куда лучше с управлением кадрами (или с самооценкой руководства?) обстоят дела в Северной Америке и Австралии с Новой Зеландией. 29% топ-менеджеров с Зеленого континента считают, что справляются с задачей «привлечения талантливых сотрудников», 21% готов расписаться в том, что «наем на работу», «развитие кадрового потенциала» и «награждение сотрудников» осуществляются на высоком уровне. 24% американских боссов довольны тем, как им удается удерживать сотрудников, чуть ниже – 20% и 23% соответственно – показатели в категориях «привлечение сотрудников» и «вознаграждение».  

 С «увольнением» и «поддержанием разнородности» плохо везде. В России и Азии никто из руководителей не смог поручиться за то, что его компания справляется с этими задачами. И даже в Северной Америке увольнять умеют лишь 8% компаний.

Если смотреть на показатели по отраслям, то лучше всего с кадровыми вопросами справляется сфера потребительских товаров: 22% за «привлечение сотрудников», 25% — «найм», 24% — «развитие потенциала». Наименьшую гибкость в кадровой политике проявляет тяжелая промышленность. Наилучший показатель – 13% руководителей подтвердили, что умеют вознаграждать сотрудников.

Авторы исследования недоумевают, почему при таких затратах на управление кадрами компании показывают и сами признаются в столь низких результатах. Возможно, ответ в том, что кадровыми вопросами не должен заниматься лишь отдел HR, а стоит включать их в долгосрочные, стратегические планы компании.

Автор статьи — Хелен Эдвардс, Руководитель библиотеки Московской школы управления.