Книжная полка СКОЛКОВО: Коучинг

Коучинг — одно из самых быстроразвивающихся направлений развития личности. Многие компании включают коучинг в каталог своих образовательных программ. Так, например, в компании Google внедрена программа по развитию осознанности, которая обретает все большую популярность даже среди самых скептически настроенных инженеров. Ниже приводится обзор свежих изданий на тему коучинга и того, как он способен помочь в развитии вашего бизнеса.
Коучинг направлен на развитие личностного потенциала, повышение результативности, мотивации, готовности к переменам, а также повышение уровня деловой культуры и развитие талантливых сотрудников. Целью коучинга не является «программирование» человека; такой подход вообще редко приносит результат. Коучинг помогает человеку быстрее учиться и развиваться, реализуя весь свой потенциал. Проводимый в рамках компании коучинг, направленный на развитие осознанности и эмоционального интеллекта сотрудников, способствует упорядочиванию общения и процесса принятия решений в коллективе.

Коучинг все теснее связывают с целями организации. Недавнее исследование, проведенное изданием Coaching at Work (http://www.coaching-at-work.com/), выявило следующие тенденции:

· 75% респондентов считают, что коучинг непосредственно связан с развитием кадрового потенциала компании.

· 50% заметили, что коучинг больше нацелен на решение проблем в бизнесе.

· 50% считают, что для коуча важно иметь опыт в той сфере, в которой осуществляет свою деятельность организация.

· 50% полагают, что в будущем между коучингом и консалтингом станет больше общего.

Ниже представлено несколько изданий, посвященных бизнес-коучингу.

 

Коучинг эмоционального интеллекта: повышение эффективности лидеров, коучей и отдельных сотрудников.

Стивен Ниэль, Лиза Спенсер-Арнел и Лиз Вилсон

Издательство Kogan Page, 2012

Xii, 228 стр.

ISBN: 9780749463564

книга2-2

Данная книга адресована коучам, работающим с корпоративными клиентами. Авторы сфокусировались на реальных практиках, помогающих людям осознать свои цели и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы научиться добиваться большего. В книге также приводятся практические примеры и упражнения, которые коучи могут проделать со своими клиентами. Авторы подчеркивают, что коучам следует прежде всего развить в себе чувство собственного достоинства и способность понимать окружающих. Авторы предостерегают коучей от того, чтобы критически оценивать клиентов, так как это мешает понимать их; в результате клиенты, скорее всего, откажутся от услуг коуча.

Коучинг эмоционального интеллекта основывается на понимании того, как ценности, убеждения и жизненные установки влияют на наше поведение и тем самым определяют наши поступки. Человек живет полной жизнью, только если его образ жизни отвечает его ценностям; иногда различия в ценностях приводят к конфликтам на работе. Проблема заключается в том, что даже если убеждения человека ошибочны, они оказывают огромное влияние на его жизненную позицию. С помощью коучинга можно преодолеть негативные установки, которые мешают людям продуктивно работать в команде.

Ценности также важны для организации. Хорошо, когда ценности компании четко сформулированы, но все-таки самое главное, чтобы сотрудники компании воплощали заявленные ценности в жизнь. Авторы приводят в пример компанию Enron, в которой, как известно, процветали коррупция и подкуп; при этом в числе своих ценностей они называли открытое общение, уважение, целостность и стремление к совершенству.

 

Системный коучинг: принципы, практические рекомендации, применение.

Джон Виттингтон

Издательство Kogan Page, 2012

x, 230 страниц

ISBN: 9780749465377

книга2-3

В данной книге анализируется взаимодействие людей в коллективе; исследование показало, что в компании система доминирует над отдельными личностями. Многие трудно решаемые проблемы в коллективе, такие как отсутствие сплоченности в команде, повторяющиеся конфликты, сложности в общении с руководителем, обусловлены проблемами в самой системе. Только изменив что-то в системе, можно добиться улучшения ситуации.

Примером фактора, обуславливающего функционирование системы, является фактор времени. Это выражается в том, что сотрудники, позже устроившиеся в компанию, имеют значительно меньший авторитет, чем те, кто начал работать раньше. Когда в компанию приходит новый топ-менеджер, не важно насколько опытный и знающий, ему бывает сложно завоевать авторитет. Прежде всего ему следует признать авторитет тех, кто дольше него работает в компании, и лишь затем наращивать собственный.

Системный коучинг — это совокупность практических действий, направленных на выявление скрытых негативных тенденций, которые мешают формированию рабочих отношений и являются причиной сложно решаемых проблем. В рамках этого подхода создается трехмерная пространственная модель, карта, позволяющая коучу и клиенту выявить скрытые негативные тенденции, мешающие работе компании.

В этой книге дается теория системного коучинга и разъясняется, каким образом системы могут использоваться на практике.

 

Осознанный коучинг: как осознанность может трансформировать практику коучинга.

Лиз Холл

Издательство Kogan Page, 2013

Xv, 258 страниц

ISBN: 9780749465667

книга2-4

Книга рассказывает о том, как осознанность и техники медитации могут помочь людям подключиться к источникам внутренней силы и развить их. Осознанность улучшает способность понимать себя и других, укрепляет стойкость и помогает предупредить возникновение стрессовых ситуаций. Растущее число организаций, включая Google, Pricewaterhouse Coopers, Deutsche Bank, Procter & Gamble, AstraZeneca, Apple, Credit Suisse, KPMG, Innocent, Reuters и GlaxoSmithKline проводили тренинги по развитию осознанности среди своего персонала и получили от них пользу для своего бизнеса. Автор исследует, каким образом осознанность может быть применена в практике коучинга и как она может помочь профессиональным коучам, менторам и менеджерам.

Важный аспект осознанности заключается в том, что, на первый взгляд, понятия осознанности, которые частично взяты из буддизма — отсутствие амбициозных устремлений, несуждение, терпение, ум новичка, доверие, принятие, непривязанность — могут показаться несовместимыми с ориентированным на будущее и связанным с достижением целей бизнесом. Автор показывает, что этот подход напротив может в действительности оказаться хорошим подспорьем для коучинга и является особенно полезным в развитии лидерств

 

Загляни внутрь себя: неожиданный путь к достижению успеха, счастья (и мира во всем мире).

Чад-Менг Тан

Издательство HarperOne, 2012

xvi, 268 страниц

ISBN: 9780062116925

книга2-5

В данной книге рассказывается об очень популярном курсе по личностному росту, который имеется в Google. Автор изначально работал инженером на этапе запуска системы Google, но сейчас, в своей новой должности «Очень хорошего парня» он помогает сотрудникам Google соприкоснуться со своими чувствами. Основное внимание в книге уделяется росту самосознания, которого можно добиться с помощью медитации и большей осознанности, а также улучшению взаимоотношений с другими людьми посредством лучшего понимания эмоций и развития эмпатии.

Автор статьи – Хелен Эдвардс, Руководитель библиотеки Московской школы управления