Как создать “компанию мечты”

Эксперты из Harvard Business Review три года опрашивали топ-менеджеров из разных уголков Земли с целью создать образ идеальной компании. В результате авторы исследования сформулировали шесть советов, которым должна следовать организация, чтобы ее сотрудники были счастливы в ней работать.

Позвольте людям быть самими собой

В компании Waitrose, которая является лидером британской розничной торговли, считают, что бизнес процветает, если люди выполняют одну и ту же задачу каждый по-своему. В сотрудниках нужно поддерживать индивидуальность, поэтому если кто-то из них захочет научитьсяиграть на пианино или ходить под парусом, компания оплатит половину стоимости уроков. «Друзья и семья должны узнать меня на работе», — гласит один из лозунгов Waitrose.

Дайте свободу информации

В эпоху Facebook и WikiLeaks лучше сообщать сотрудникам правду до того, как они узнают ее из других источников. К тому же изменчивый мир бизнеса требует от сотрудников всех уровней стратегического мышления, а без полного объема информации о состоянии дел компании мыслить глобально не получится. Компания Novo Nordisk, пережившая в 1990-е годы кризис из-за того, что руководству компании вовремя не сообщили дурные новости, обязывает сотрудников немедленно оповещать коллег и начальство обо всех возникающих проблемах. Следить за тем, чтобы правило исполнялось, призвана команда аудиторов, которая ездит по филиалам компании и проводит интервью со случайно выбранными сотрудниками и менеджерами.

Инвестируйте в сотрудников

Идеальная компания делает своих лучших сотрудников еще лучше, а некоторых – даже лучше, чем они сами могли о себе подумать. В развитых экономиках, где идет жестокая борьба за кадры, выгоднее совершенствовать имеющийся штат, чем тратиться на поиски новых работников. Последние 6 лет McDonald’s стабильно входит в рейтинг «50 лучших работодателей года», потому что только в Британии каждый год выделяет 36 миллионов фунтов на то, чтобы каждый из 87 500 сотрудников компании смог повысить свою квалификацию или пройти обучение в любой из научных областей. С 2006 года этой возможностью воспользовались 35000 работников компании.

Боритесь не только за прибыль

Люди хотят работать не только за деньги, но и за идею. Сотрудникам Novo Nordisk приятно сознавать, что их ручки для инсулиновых инъекций ежедневно спасают жизни, а инженеры, которые разрабатывали лонжероны для BMW-mini, знамениты тем, что каждый день вставали в 4 утра, чтобы записать идеи, как сделать машину еще более безопасной. Моральное удовлетворение работой не менее важно, чем прибыль.

Показывайте, что ценен не только результат, но и ежедневная работа

Сотрудники должны ощущать, что ежедневная рутина имеет смысл. Компания John Lewis в прошлом году распределила 2200 имеющихся у нее ставок по 10 уровням, чтобы сотрудники понимали, какие возможности открываются перед ними в компании и могли стремиться к работе своей мечты.

Устанавливайте простые и четкие правила

Организации нужна структура, но не бюрократия. Компания Vestergaard Frandsen, которая шьет москитные сетки для развивающихся стран, выработала свод правил, которые максимально упрощают работу сотрудников и расширяют степень их свободы и ответственности. Все решения по найму и увольнению принимаются вышестоящим менеджером, и никаких согласований не нужно. Руководители филиалов, ориентируясь на дедлайн и цель, действуют по своему разумению. А сотрудникам рекомендовано звонить контрагентам, а не писать им письма, и всегда объяснять адресату, почему кто-то ставится в копию письма.

Авторы исследования признают, что эти правила, с одной стороны, кажутся очевидными, а с другой, требуют от руководства определенной гибкости и смелости. Но, пожалуй, стоит отойти от привычных методов руководства, чтобы максимально раскрыть и использовать потенциал своих сотрудников.

Источник:

«Как создать лучшее на свете место для работы»

Роб Гоффи и Гарет Джонс Harvard Business Review, май 2013 года, 98–106.

http://hbr.org/2013/05/creating-the-best-workplace-on-earth/

Автор статьи — Хелен Эдвардс, Руководитель библиотеки Московской школы управления.